ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
ТЕКСТИЛЬНЫЕ, ШВЕЙНЫЕ, ТРИКОТАЖНЫЕ ТКАНИ И ТОВАРЫ
Текстильные, швейные, трикотажные ткани и товары

 

c93580ac

 

 

Григорий Зуев — кузнечных дел мастер

Декоративно-прикладное искусство

Григорий Зуев — кузнечных дел мастерЗуев — самородок. Только не следует понимать замечательное это русское слово поверхностно, формально, т. е. что он, Зуев, «возник» сам по себе, безо всякой связи с богатым наследием прошлого нашего народа, вне традиций. Без корней ни одно дерево не растет, а рабочий человек без преемственности не становится подлинным мастером. Григорий в кузнечном деле человек не случайный. Ему посчастливилось видеть еще в детстве вокруг себя, в семейному быту радующие взор кованые изделия, сделанные руками народных умельцев, среди которых, он этим гордится, были и его предки. Отец его, тоже Григорий,— простой деревенский кузнец и по совместительству плотник, «художествами» не занимался; в империалистическую войну 1814 года «навоевал» чуть не полный комплект георгиевских крестов, а в гражданскую ковал коней в отряде самого Буденного. Кузнецом трудовую свою жизнь начинал и дед Сидор, однако в семье помнили только о его 25-летней службе, которая командирами «беспорочной» не была признана, и сверх этого отбывал он еще шесть «штрафных» лет; домой вернулся совсем дряхлым стариком. Зато прадед Никита, судя по рассказам отца Григория, мастером был отменным, на всю волость первым, заказчики к нему за сто верст приезжали; он же, наряду с изготовлением расхожих ухватов и сковородников, а также обтяжкой колес для всевозможных экипажей (а это, по свидетельству правнука, требует мастерства самого, что ни на есть высшего класса, особенно когда это задние колеса тарантаса — и диаметр у них велик, и спицы тонкие), прославился поделками художественного плана, такими, как петли дверные, дверные кольца, светцы для лучины; широко и артистически пользовался он самыми разными в кузнечно-декоративном деле приемами — скручиванием винтом железного стержня, нанесением на плоскость насечкой узора «в елочку» и т. п. Придет время, и правнук возьмет все это на вооружение и будет иметь успех, уже у своего поколения ценителей красивого. Некоторые изделия рук Никиты сохранились до наших дней.

Сам Григорий к кузнечному делу начал приобщаться с 14-летнего возраста, помогал отцу.

В школе он рисовал «на одни пятерки», примечательна и рано и сильно проявившаяся в нем тяга к музыке, в результате чего и курс элементарной теории музыки в народном университете искусств окончен был, и в Мурманской музыкальной школе пройдено обучение по классу баяна. Одно время Григорий сильно склонялся в пользу музыкальной специализации, однако верх одержала все же «фамильная» профессия, причем на уровне значительно более высоком, чем у его предков. И об этом он не жалеет. Но говорит он: «Не жалею я и того, что потратил столько времени на знакомство с музыкой; люблю слушать полифоническую музыку, особенно органную». Не может быть сомнений в благотворном влиянии изучения основ музыки на решение композиционных задач при создании произведений декоративно-прикладного искусства, в частности из кованого железа, нередко значительной сложности.

 
Читайте также:

  • Опасность ненужного копирования натуры
  • Традиционные дымковские игрушки
  • Народное искусство в лице Григория Зуева
  • Условность формы изделий из кованого железа
  • Произведениями народного искусства можно оформлять интерьер



  • 21.11.2024 - Sitemap.xml
    .