Произведениями народного искусства можно оформлять интерьер, что рекомендуем учителю принять во внимание.
В других местах это могут быть изделия из металла, дерева, соломы, домашней, ручной выработки ткани, вышивки.
Общность традиций объединяет в одно целое — народное искусство — вместе с Жостовом и Абашевом и прочие промыслы, причем даже такой, как кузнечное искусство, которое, казалось бы, невозможно, трудно представить в одной упряжке с ними.
Кузнечное ремесло — одно из самых древних и наиболее прославленных и распространенных. Без него немыслима была жизнь человека тех далеких времен. О популярности в свое время кузнечной профессии свидетельствуют в большом количестве сохранившиеся в старинных наших городах наименования улиц и даже районов, связанных с былым расселением мастеров кузнечного цеха. Так, в Москве сохранились названия улиц — Кузнецкий мост, Кузнецовская, Кузнечный переулок и даже две станции Московского метро в память о расположенных когда-то в этих районах кузнечных слободах называются «Новокузнецкая», «Кузнецкий мост». Профессия эта оставила след также в виде весьма распространенных фамилий Кузнецовых и Ковалевых, не менее известных, чем, скажем, Гончаровы, Ткачевы, Плотниковы и т. п.
Почти с самого зарождения кузнечное дело было представлено двумя своими сторонами: ремеслом, преследующим задачи узкоутилитарного порядка, и искусством, наделяющим изделие красотой. При этом и та и другая сторона были неотделимы друг от друга, как это бывает в любом промысле. Так кузнечное дело развивалось и в нашей стране, в чем можно убедиться, не только чнакомясь с музейными экспонатами, но, если посчастливится, и встретив в натуре в какой-нибудь пинежской деревушке пока еще сохранившиеся, удивительные по своему затейливому рисунку воротные петли и дверные скобы со щеколдой. Одним из весьма существенных художественных достоинств кованых из железа элементов архитектуры северных деревянных построек является их нерасторжимая связь с фоном, т. е. деревянными деталями — полотнищами дверей, ворот. Эта связь прослеживается в масштабе, пластической разработке, наконец, в цвете, где наблюдается даже эффект общности колорита по причине одновременного старения обоих этих материалов. Следует, правда, заметить, что металлические части, как и красивые резные- наличники, нередко искусно переносили на новые здания.
Лучшие изделия в России в технике кованого железа оставило нам крестьянское искусство, связанное, как известно, с художественным оформлением народного быта. Однако до последнего времени мы мало что знали о нем. Не лишним будет указать, что на устраиваемых в Москве Союзом художников периодических выставках изделий мастеров художественная ковка не представлялась. В наш высокотехнический век ненужным стало ручное кузнечное ремесло, искусство художественной ковки, ослабла связь с традициями, с многовековым художественным опытом. |