Много разнообразного вносят в народное искусство и поиски других мастеров художественного кузнечного дела.
Но если в кованых изделиях все-таки способны играть какую-то роль различные методы отделки их поверхности другими материалами, то в соломенных изделиях это начисто исключено. Материал здесь только один — солома.
Пластические свойства соломы весьма ограничены, и в работе по конструированию из нее скульптурных произведений возникают значительные трудности: неподатлива она для деформирования, видоизменения своей природной структуры. Правда, «сопротивляемость» ее в работе позволяет мастеру проявить творчески свои темперамент и целеустремленность, лежащие в основе каждого авторского почерка, А таковой, бесспорно, имеется у Медянцевой - свой, индивидуальный. Не зависящий от характера тематики, общий для всех ее произведений признак — это если и не суровость, то, во всяком случае, строгость, напрашивается сказать — эпичность.
В отдельных образах можно обнаружить и зачатки монументальности. А то, что солома — материал непрочный, недолговечный, значения не имеет: сохраняем же мы право на монументальную природу за хрупкой глиняной амфорой, фарфоровой статуэткой и даже оттиснутой на бумаге гравюрой и, наоборот, отказываем в этом праве подчас статуям, гигантским по размеру, выполненным в таких «вечных» материалах, как бронза и гранит.
Отмеченным выше свойством «неподатливости» соломы предопределяется условная природа искусства ее художественной обработки, а в условном искусстве роль зрителя особо активная хотя и в каждом подлинном произведении искусства автор выражает свой замысел далеко не во всех подробностях и зрителю приходится «домысливать» произведения, т. е. проявить активность в его осмыслении. В данном случае эта необходимая работа зрителя усложняется спецификой материала. В качестве иллюстраций приведенного положения можно указать на представляющий несомненную удачу пензенской художницы прием конструирования головы человеческой фигуры в виде энергично скрученного узлом пучка соломы. Строго говоря, форму человеческой головы соломенный узел этот, как таковой, нисколько не напоминает, но то ли в силу правдоподобного соотношения по величине силуэтов головы и фигуры в целом, то ли вследствие фактурных особенностей соломы, «трепетности» внешнего ее вида, только провоцируется у зрителя такое впечатление, не сдерживаемое «объективными» данными.
А не в том ли сущность таланта большого художника, что дан ему дар великий, всеподчиняющий — вызывать в зрителе (слушателе, читателе) фантазию!
Трудно говорить об индивидуальных отличиях творчества Медянцевой от прочих мастеров, поскольку, как уже отмечалось, сегодня только она одна представляет этот промысел во всей Российской Федерации. Однако ее работы можно сопоставить с изделиями из соломы белорусских мастериц, например известной художницы Таисии Павловны Агафоненко. И тут обнаруживаешь не только индивидуальные различия, но и отдельные направления в этом, казалось бы, аскетически ограниченном по своим возможностям искусстве. |