Массовое производство одежды состоит из четырех последовательно связанных между собой этапов: моделирования, конструирования одежды, раскроя тканей и пошивочного процесса.
Моделированием одежды называют создание моделей, или первичных образцов, по которым в дальнейшем изготовляются изделия на швейных предприятиях, в ателье, мастерских и т. д. Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному искусству и является его составной частью.
Моделированием одежды для массового производства занимаются дома моделей, опытно-технические лаборатории и экспериментальные цехи крупных швейных фабрик, в которых работают высококвалифицированные художники-модельеры и конструкторы одежды.
Модель представляет собой художественный замысел художника-модельера, воплощенный в материале. Основой любой модели являются ее силуэт и форма. Поэтому наиболее важное значение при моделировании одежды имеет правильный выбор силуэта и формы изделия.
Процесс создания модели состоит из двух этапов: работа над композицией модели и выполнение ее в материале.
Работа над композицией — творческий процесс. Чтобы художественный замысел, сложившийся в сознании модельера, получил конкретное воплощение, нужно решить композицию модели. При разработке модели,художник-модельер исходит из ее назначения, определенного облика человека, характера производства, для которого создается модель, особенностей технологии и применяемого в производстве одежды оборудования и т. д. Работая над композицией одежды, художник-модельер руководствуется также общим направлением моды и направлением моды текущего сезона. Все это требует от художника-модельера высокой культуры, художественного вкуса и знаний в области технологии производства одежды.
Под композицией одежды понимают единство всех входящих в ту или иную модель составных частей и деталей, а также элементов формы и их взаимное подчинение друг другу. Основными элементами формы, входящими в композицию, которыми модельеру приходится пользоваться при создании модели, а также средствами для построения композиции являются линии, пропорции, материал, масса, отделка, ритм.
Линии создают общий контур модели и контуры отдельных ее деталей. В одежде различают три вида линий: силуэтные, конструктивные и декоративные.
Силуэтные линии одежды характеризуют форму плеч, степень прилегания изделия в талии, длину талии, степень облегания бедер, длину изделия и его ширину внизу.
Конструктивные линии образуются линиями швов, вытачек, подрезов, складок, сборок (например, плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов талии, швы пройм, нижние швы рукава, нагрудная вытачка и вытачка в талии и др.). С помощью швов, вытачек, подрезов, складок, сборок, драпировок, а также путем технологической обработки ткани создают форму одежды. |