Одежда и мода. В группу швейных товаров включают как предметы одежды, так и некоторые изделия, не относящиеся к одежде: постельное и столовое белье, инвентарь из тканей и т. д. Основную массу швейных товаров составляет одежда.
В торговой практике к одежде обычно относят такие предметы, как белье, легкое платье, костюмы, брюки, юбки, пальто и головные уборы.
Всю современную одежду подразделяют на два основных типа: национальную и европейскую. Национальная одежда каждого народа своеобразна по характеру, форме, колориту. Основной тип европейской одежды одинаков во всех странах мира —это пиджаки и брюки для мужчин и платья для женщин. Однако, оставаясь в основном типичной для всех стран, европейская одежда претерпевает постепенное изменение. Если национальный костюм остался и по настоящее время почти таким же, каким он был много веков назад, то европейская одежда все время изменяется; эти изменения отражают существующий темп жизни, современную эпоху.
В России основной является европейская одежда, которая в различных климатических и географических зонах имеет свои особенности. Наряду с европейской многие народы Советского Союза широко используют и национальную одежду.
На развитие и изменение форм европейской одежды оказывают влияние интенсивный рост промышленности, условия жизни и быта в современном обществе и др. С этим непрерывным изменением одежды тесно связано понятие моды. Мода - это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных Эстетических вкусов и привычек, проявляющихся в одежде, обуви, прическе, мебели и т. д. В практике торговли широко используют требования моды. Общеизвестно, что отдельные модели одежды, обуви, туалета, не отвечающие более вкусам потребителей, т. е. вышедшие из моды, перестают пользоваться спросом и снимаются с производства. На смену им приходят новые более современные модели, имеющие повышенный спрос. Требования моды заставляют людей менять покрой одежды, форму обуви, прическу, мебель и т. д.
В одежде модой принято называть те линии, материалы, цвета, приемы покроя и отделки, которые люди считают в определенный момент времени самыми красивыми. Следовательно, мода в одежде — это кратковременный, общественно признанный стандарт эстетических требований к ней. Одежда не удовлетворяет человека, если она не модна, морально устарела. Непрерывное изменение моды в одежде является результатом действия ряда факторов: экономических, психологических и в ряде случаев идеологических. Одной из причин систематического изменения моды является естественное стремление люден к обновлению и изменению окружающей обстановки.
Моду в одежде наиболее ярко определяет силуэт. Силуэтом называют внешние очертания, т. е. контур, подобный тени изделия.
Чтобы описать характерные черты моды, надо в первую очередь описать ее силуэт.
Силуэт характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, длиной изделия и его шириной внизу. Каждому периоду моды свойствен свой, присущий ему модный силуэт.
В зависимости от степени прилегания изделия (пол и спинки к фигуре) в талии различают четыре основных силуэта: прилегающий в талии, полуприлегающий, имеющий в талии несколько сглаженный контур, прямой, когда ширина изделия по линии груди, талии и низа одинакова, и свободный, когда изделие расширено книзу от линии талии. Варианты этих силуэтов могут быть самыми разнообразными. Модным бывает не один, а несколько силуэтов, но во всех силуэтах линия талии (расположение и подчеркнутость), линия плеча (ширина и покатость) и линия низа имеют общие черты. Эти основные черты силуэта не меняются каждый сезон, а удерживаются обычно несколько лет и характеризуют направление моды.
Под фасоном понимают детальную разработку основного силуэта с помощью различного покроя, швов, складок, драпировок, карманов и т. д.
Каждый силуэт отличается многообразием фасонов. Мода в целом отражается на силуэте, фасоне, материале, его цвете, рисунке и фактуре, отделке.
Советская мода имеет свои черты, свои законы, свою логику развития. В моду с учетом требований населения создают и направляют по определенному руслу художники-модельеры и искусствоведы.
При изменении моды происходит постоянный отбор элементов, форм, цветов, пропорций в одежде: одни быстро отмирают, не принятые временем и людьми, другие, более рациональные, утверждаются и совершенствуются, внося вклад в формирование художественного стиля данной эпохи. |