Из прочих наиболее известных сегодня промыслов невозможно не упомянуть и о росписи Палеха, Федоскина, Мстёры, Холуя, только роспись эта на папье-маше. В прошлом все здешние мастера были иконописцами. В наше время, естественно, в их тематике развились другие традиционные направления — народные, жанровые сцены, исторические, бытовые, из современной жизни... Палехская, федоскинская, мстёрская и холуйская лаковая миниатюра сегодня идет по пути дальнейших поисков.
Традиции создания берестяных изделий и щепных птиц, присущие северным промыслам, использующим в качестве материала дерево, сегодня уверенно сохраняет Александр Иванович Петухов. Он демонстрирует большое мастерство, глубокое знание технологии, художественных возможностей древесины и, главное, превосходное понимание свойственной берестяному и щепному промыслам самобытности. В его туесах с тиснеными узорами и птицах можно увидеть большие композиционные достоинства, выразительную пластику, тонкий художественный вкус, природное чувство цвета и формы. Его заслуга еще и в том, что он воспитал целое гнездо молодых художников-мастеров в лице сыновей, продолжателей своего дела, так что в данном случае подобает говорить уже о творческом почерке Петуховых...
Несмотря на существенные отличия природных условий тех мест, где развиваются промыслы, несмотря на подчас большую удаленность их друг от друга, несмотря, наконец, на разницу в особенностях местожительства, образа жизни, быта таких мастеров, как, например, Петухов и Зуев, представляющие русский Север, Медянцева, Зоткин, Ковкина, живущие в средней полосе России, жостовские художники, трудящиеся под Москвой, Краснояров и Веселов из Заволжья, их творчество, как и все народное искусство России, проникнуто постоянным и неизменным художественным единством, целостностью, обусловленными общими для всех чертами, одним и тем же этническим сознанием, объединяющим все-эти разновидности творчества. Их бесспорная общность даже при поразительном эстетическом своеобразии каждого из этих промыслов указывает на принадлежность их всех к одной и той же национальной культуре, в которой они возникли и получили развитие. Никак не спутаешь эти изделия, например с произведениями китайского народного искусства, или индийского, или западноевропейских стран. У каждого из них совершенно иной дух и характер. Промыслы, о которых здесь шла речь,— это ветви одного дерева. И дерево это поднялось на русской почве. |