Например, роспись Михаила Петровича Савельева можно узнать по присущей ему широте мазка, особой мягкости колорита, тяготению к теплым цветам — красному, коричневому, желтому, у него почти не видно резко выраженных бликов. В его букетах всегда можно проследить «движение», заметить подчеркнутость декоративно-орнаментальных свойств их изображения.
Очень разнообразные композиции Евгения Петровича Лапшина составлены из плотных букетов, ярких цветовых пятен, никогда не контрастирующих друг с другом. Он отдает преимущество пышным, сочным краскам садовых цветов, особенно роз, также склонен к теплой гамме.
Николай Петрович Антипов — приверженец сдержанной, немногоцветной гаммы. Он использует два, три цвета — белый, розовый, фиолетовый. У него повышенный интерес к увязке композиции с формой подноса, каждая деталь которой обогащает последнюю.
У подносов Нины Николаевны Гончаровой обычно легкий орнамент, всегда из тонких растительных элементов. Любой цветок явно «переложен» на кистевой мазок. Цветы очень трудно расписывать мазком, тем более плоским, как у нее. Другие в таких случаях применяют более простые выразительные приемы, например «формуют». Нина Николаевна же превосходно владеет лучшими кистевыми приемами росписи.
Свойственные ей энергия и темперамент дают себя знать в повышенной торжественности ее работ, в яркой цветовой насыщенности, в живописности красочных пятен, в выборе почти всегда роз, в каждой детали, в каждом лепестке которых чувствуется движение, динамика.
Склонность к тем или иным приемам, индивидуальные особенности построения, цветовая гамма, бликовка отличают и других ведущих художников, таких, как Зоя Александровна Клёдова, Вячеслав Иванович Летков, Виктор Васильевич и Дмитрий Дмитриевич Клёдовы, Николай Николаевич Мажаев, Владимир Васильевич Жмылев, и других. Здесь понимают, что традиция — не какая-то косная догма, а условие сохранения своеобразия этого искусства. При таком понимании традиций открыт широкий путь для дальнейшего развития жостовского искусства. |