Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что автор росписи никогда не разрабатывает предварительного проекта росписи и таковой не лежит перед ним в процессе работы даже в виде самого общего эскиза; более того, автор не представляет себе конечный результат своей работы полностью, даже в весьма существенных составных частях. В этом отношении мастерство жостовцев — типичный образец народного творчества: под их кистью цветы постепенно «вырастают», подобно тому как это происходит в действительности, в самой природе, заставляя художника не только учитывать законы тектоники, но и подчиняться им. Не этим ли объясняется исключительное жизнеподобие, высшая правда наносимых кистью цветов, кистью искусной и одновременно «мудрой»? Присущая жостовским художникам природа творчества — от «представления» — совершенно исключает метод копирования, вследствие этого существование двух одинаковых по росписи жостовских подносов невозможно.
И еще одно принципиально важное отличие жостовской росписи от натюрморта следует иметь в виду. Если в натюрморте, изображаемом средствами станковой живописи, как правило, передаче подлежит также и пространство, цветы жостовского подноса без- отрывны от плоскости подноса, перспективы здесь нет — ни воздушной, ни линейной. Условный по природе своей живописный прием этот, равно как и проводимое с исключительной тонкостью и тактом обобщение входящих в состав композиции форм, характерное для искусства декоративного плана, сообщает жостовской росписи черты монументальности и делает ее искусством большим, самобытным, неповторимым.
На примере жостовского творчества довольно очевиден ряд общих принципов народного искусства.
Так, ясно видно, что жостовцы, как и мастера других промыслов, творят прежде всего от усвоенных ими «типовых» композиций, варьируя схемы этих композиций, развивая, обогащая их индивидуальным видением, собственным творческим импульсом. Композиции тяготеют к нескольким общим построениям, к таким, как «букет», «венок», «полувенок», «роспись с углов», букет «враскидку», «собранные»... Причем каждая типовая композиционная схема — «оптимальная», наиболее точная и выразительная художественная форма, выработанная в процессе коллективного творчества. Подобные композиции с воплощением в них вековым опытом, выполняя роль «эталонных», классических образцов, избавляют мастера с самого же начала работы над очередным подносом от того, чтобы заново находить найденное, сразу же выводят на исходную позицию для творчества. Выбор того или иного композиционного приема зависит и от формы подноса, и от традиционного подхода мастера, и от его творческих устремлений. Но даже одна и та же композиция у каждого мастера получается оригинальной, благодаря его индивидуальности. Тем более разнятся подносы цветочными мотивами — по характеру цветов, форме, цвету, их сочетаниям друг с другом, манере изображения (большей или меньшей близостью к живописному натюрморту или к орнаментальному построению в традициях народных росписей). |